(сайт "Бурсак.
Ru", март 2002 г.)
"Хозяин марионеток тянет тебя за веревочки, извращая твой ум, разбивая мечты.
Направляемый мной, ты ничего не видишь. Призови мое имя, ибо я услышу твой крик". ("Master of puppets" - американская народная песня).1
Система… Нечто жесткое, арифметически точное, бездушное, глухое к человеческому горю. Какое странное имя подобрали бурсаки для духовной школы! Впрочем, если как следует разобраться, эти понятия оказываются связанными лишь внешне. Система - всего лишь паразит на теле Семинарии и Академии, пытающийся занять место духовных школ. Многие путают эти понятия, потому что Система очень тонко маскирует свойственные ей уродства под явления духовной жизни. Согласно аскетическим сочинениям святых отцов Православной Церкви, подобная мимикрия свойственна представителям мира падших духов.
Система - сложное явление, не поддающееся простому анализу. Исследуем для начала ее корни, постараемся заглянуть в основание этой рассевшейся храмины с тем, чтобы поискать первый кирпич, на котором она зиждется. Поищем истоки Системы в глубине веков, ведь корень всякого зла в человеке - грехопадение праотцев.
Библия повествует о том, что змей, желая подтолкнуть Еву к греху, обратился к ней со словами: "Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?" (Быт.3:1). Назовем эту уловку врага рода человеческого "искажением заповеди", ведь Бог запретил праотцам вкушать лишь от одного древа познания добра
и зла, а не от всех деревьев. С помощью такой изощренной лжи змей хотел посеять в сердце Евы сначала недовольство преувеличенной тяжестью заповеди, а затем осуждение Законодателя и отвержение самого принципа послушания Богу. К несчастью, враг рода человеческого преуспел в своем коварстве.Не то ли мы наблюдаем и в Системе? Ограничение жизни и поведения студентов множеством мелочных запретов, вроде запрета ЛЮБЫХ разговоров в трапезной (в том числе просьб передать солонку и т.п.), приводит в итоге к нарушению учащимися даже разумных ограничений студенческой свободы. При этом нарушение происходит не по случайному стечению обстоятельств, а по действию тайной страсти противления, которая горит в сердце большинства учеников. Недаром говорят, что запретный плод сладок. В условиях "искажения заповеди" плод этот как будто полит пикантным соусом с французским вином. Трудно удержаться! Не потому ли семинаристы начала прошлого века активно участвовали в революционном движении, направленном на свержение вообще всех ограничений и преград, что эта жажда разгула и свободы была взлелеяна и вскормлена в них Системой?
Таким образом, причина анархии и безобразий часто заключается не в том, что студентов "распустили", а в том, что, наоборот, гайки закручены слишком туго - так туго, что и вздохнуть тяжело.
2
Интересна словесная формулировка, которой в наши дни провожают за ворота Семинарии отчисленных студентов. Письменное объявление об отчислении (тропарь) чаще всего вместо указания конкретной причины применения этой меры содержит словесную конструкцию:
"за несоответствие духу и задачам духовных школ". Нежелание администрации указывать конкретные причины отчисления студентов в действительности чаще всего объясняется отсутствием оных. Студент просто не понравился начальству. И под смехотворным предлогом его отчисляют, используя упомянутую выше "страшную" формулу, дабы это деяние не показалось кому-либо необоснованным.По поводу духа Московских духовных школ сложилось целое предание. Так, рассказывают, что однажды поздно вечером в кабинет к отцу А. явилась страшная серая фигура, которая жутким голосом проговорила:
- Отчисли Иванова!
К несчастью, реальные истории, связанные с этой формулировкой, вовсе не смешны. Так, некто Г. дерзнул заниматься благотворительностью без ведома инспекции. Он носил несчастной женщине, не имевшей средств к существованию, куски хлеба, остававшиеся после семинарской трапезы. Скоро, однако, этому благому делу пришел конец. "Воспитатель" по прозвищу Шайба (Правда? В этой кличке чувствуется уважение и любовь студентов к работникам администрации! - Jodo.) поймал Г. с поличным и тут же донес о случившемся начальству. Г. стал готовиться к скорому отчислению, причем ждал именно тропаря с "духом", ибо реальные причины отчисления не поддавались выражению в форме обвинительного акта. Но, слава Богу, обошлось, и этот студент благополучно закончил Семинарию. Впрочем, путь в Академию был для него закрыт навсегда - "хлебный" тропарь все-таки повесили, хоть и в смягченном виде.
К счастью, большинство воспитанников Семинарии действительно не соответствуют духу и задачам Системы. Слишком многие не желают становиться стукачами, предателями своих товарищей, да и просто "мертвыми душами".
3
Многие "воспитатели" склонны отождествлять Систему со своими особами, по примеру одного короля, заявлявшего: "Государство - это я!"
На самом деле, эти несчастные люди пребывают в плену опаснейшего заблуждения. Упаси их Бог действительно сделаться частью Системы, потому что Система - это дно ада, темная сущность, которая деспотически подавляет человеческую личность, в том числе и в особенности личности своих ревностных служителей, заставляя их упиваться человеческими страданиями. Она приучает их к тонкому духовному садизму. "Отними у потерянного студента даже надежду на внутреннюю свободу! - шепчет она. - Втопчи в грязь все, что ему дорого! Засмейся ему в глаза, когда он попросит милости! Безжалостно оттолкни руку, протянутую в мольбе о пощаде! Выслеживай, карай, жги! Пусть за твоей спиной простирается выжженная пустыня ненависти, пусть из сдавленных бурсацких глоток вылетит жалкое проклятье! Что для тебя эти муравьи, эти бесполезные человечки,
которыми ты повелеваешь, словно рабами!"К счастью, не многие "педагоги" приходят в такую меру. Чаще всего Система просто обманывает их. Все духовные девиации (искажения) здесь именуются христианскими терминами (смирением, послушанием и т.п.), чем маскируется подлинный смысл этих жутких явлений. Какая страшная ложь! Как воспитатель может научить воспитанников смирению, если сам он еще не научился этой добродетели? Какое послушание возможно в Системе, кроме слепого выполнения сухих приказаний начальства? Какая любовь может воцариться там, где царствует вражда и недоверие к человеку?
Система действует на людей разными способами, так как разные пути ведут во мрак вечной смерти.
Она прививает у большинства "воспитателей" прежде всего равнодушие к внутреннему миру студента. "И слава Богу!" - скажет семинарист, знакомый с приемами духовного садизма, практикуемого некоторыми усердными "душепопечителями". На этой лестнице деградации есть немало ступеней. И духовный садизм - это уже последняя ступень, на которую опускается адепт Системы перед тем, как низвергнуться в ее бездну. Начинается же она, пожалуй, равнодушием.В качестве примера полной отрешенности от духовной стороны воспитательного процесса стоит привести в пример высказывание некоего К., занимавшего в недавнем прошлом один из высоких административных постов в МДС (а именно, пост старшего помощника инспектора).
Студент N. выразил К. свое желание пойти на службу не в Академический храм (официальное место студенческих молений), а в Семинарский, так как в первом "трудно молиться" (Может, "дух московских духовных школ" мешает? - Jodo). В ответ прозвучал категорический отказ, завершенный бессмертным перлом:
"Раб Божий! Мне неинтересно - молитесь вы или нет. Главное, чтобы вы присутствовали на богослужении". ("Присутствие на службе" в устах старшего помощника, конечно же, подразумевает возможность контроля за местонахождением студента).Первая часть вышеприведенной фразы - "раб Божий" - представляет собой примечательную конструкцию, которой в настоящее время пользуется большинство "воспитателей" при обращении к студентам.
В устах семинарских "мастеров заплечных дел" эта фраза, означающая высокую степень преданности христианина Господу, превратилась в унизительный окрик, который следовало бы сократить до простого "раб!" во избежание кощунства. Достаточно хоть раз услышать, с каким выражением произносятся эти слова дежурным помощником, чтобы убедиться в необходимости и справедливости предлагаемого сокращения.Столь циничное употребление христианского выражения подчеркивает то тяжкое рабское состояние, в котором оказывается в Системе рядовой семинарист.
Со временем у студента может даже возникнуть ощущение, что Система постепенно овладевает его душевными силами, как кукловодными нитями, привязанными к конечностям, и уверенно ведет своего "раба" к гибели. Слава Богу, большинство студентов находят в себе силы сбросить это наваждение, противопоставить ложным заповедям Системы подлинные Евангельские заповеди и следовать им в жизни.4
Многие представители семинарского начальства бывают не прочь пошутить. Показательно мрачное направление их шуток. Часто это просто самый настоящий черный юмор. Однажды старший помощник К. вышел на крыльцо Семинарии. Только что выпал обильный снег, и один из абитуриентов, готовящихся к поступлению в Семинарию, слонялся по двору, наслаждаясь долгожданными признаками наступления зимы.
- Раб Божий, не хотите в снежки поиграть? - спросил его К.
-
На это К. усмехнулся и отчеканил:
- А кто вам, раб Божий, сказал, что вы будете кидать?
Этот абитуриент еще не знал, что в случае вожделенного поступления в Семинарию ему придется привыкать к такому порядку вещей, когда администрация бьет
, а студент принимает удар. Впрочем, некоторым отчаянным партизанам из числа бурсаков иногда представляется возможность отплатить администрации той же монетой. Подобные случаи всегда обрастают седой бородой предания и с восторгом передаются от одного поколения бурсаков к другому.Весь ужас ситуации в том, что ответный удар обычно не достигает цели.
Этим и объясняется бесполезность борьбы с Системой на уровне провокаций. Автор этих строк вынес из духовных школ твердое убеждение, что главный офис Системы находится намного ниже этажа с кабинетами семинарского начальства, а мнимые злодеи в лице некоторых представителей инспекции - всего лишь несчастные люди, попавшие в водоворот духовной лжи.5
Страшное напряжение духовных сил в борьбе с Системой часто ведет студентов к нервным срывам и нравственным падениям.
В исключительных случаях Система убивает свою жертву, у которой не хватило сил до конца терпеть удары ее тяжкого молота на наковальне отчаяния. (Случаи самоубийств среди студентов духовных школ были, к примеру, в Тобольске). Особенно опасной может оказаться попытка переплыть бушующее море Системы без помощи опытного кормчего-духовника. Подлинное духовное руководство во много раз облегчает тяготы этого плавания и позволяет избежать многих опасностей. К счастью, многие семинарии соседствуют с мощными духовными центрами - лаврами и монастырями, что позволяет многим студентам опереться на опыт хорошего духовника.На своем тернистом пути бурсак находит еще один постоянный источник помощи и утешения - семинарское братство. Пусть собратья-бурсаки не всегда обладают обширным духовным опытом, зато они всегда готовы выручить друга в трудную минуту, утешить, ободрить, взять на себя часть системного гнета, выпавшего на долю товарища. Совместная учеба в Семинарии необыкновенно сближает людей
. Каждый, кто провел в Семинарии хотя бы 2-3 года, с особенной теплотой вспоминает своих товарищей, не давших ему отчаяться, упасть, раствориться в бездонном чреве Системы. Формирование среди студентов подлинного семинарского братства - один из бесспорных плюсов сегодняшнего духовного образования. Жаль только, что существует он не благодаря, а вопреки усилиям начальства.Единственное, что может избавить духовные школы от деспотизма Системы - это серьезная реформа духовного образования, проводимая под руководством духовно опытных людей, имеющих дар рассуждения добра и зла.
Хотелось бы призвать всех воспитателей и администраторов духовных школ к осторожности и рассудительности. Пусть в духовных школах процветут истинные добродетели и будет закрыта дорога подхалимству, стукачеству и лицемерию. Быть может, тогда студенты перестанут называть свою alma mater Системой?