Прежде чем приступать к комментированию данной статьи, скажем, что Наш Союз представляет Питерские духовные школы, и поэтому Мы не владеем в полной мере информацией о том, что происходит внутри Московских духовных школ. Однако поскольку в статье затрагиваются проблемные вопросы, общие для всех духовных школ Русской Православной Церкви, то некоторые выводы Мы можем делать.
Сначала Наши общие впечатления.
Из того, как написана статья, какие факты в ней приводятся, как они интерпретируются, можно сделать однозначный вывод, что статью писал человек, не очень хорошо знакомый с жизнью Московских духовных школ, да и с проблемами духовного образования в РПЦ в целом. (Кстати, отметим здесь, что редакция сообщает, будто указанная статья является направленным в редакцию письмом учащихся МДАиС. В то же время почему-то указан конкретный автор! Что же это - плод коллективного творчества или индивидуального?) Возможно, автором является кто-то из родителей учащихся или просто внешний человек, как-то соприкоснувшийся с жизнью МДАиС. Можно еще, правда, допустить, что авторами являются семинаристы-первокурсники, только начинающие постигать систему духовного образования РПЦ и потому делающие выводы поверхностные и не по существу, но это вряд ли, так как эти самые первокурсники в Московской Семинарии по традиции служат бесплатной рабсилой и в основном пашут на послушаниях, поэтому писать такие письма им некогда, да и сознания еще не хватит. А может быть, какой-нибудь сердобольный батюшка-заочник попал впервые в МДАиС и проникся проблемами тяжкой жизни ребят? Но вот акценты все-таки расставил неверно.
Посудите сами, какие конкретные факты из внутренней жизни МДАиС приводятся в этой статье? Во-первых, говорится о нехорошем внешнем состоянии здания Семинарии (про Академию ничего не сказано): "здание обветшало, обшарпанные стены, тараканы, грязь". Во-вторых, говорится об изгнании из МДАиС игумена Андроника (Трубачева) и о методах воспитательной работы архимандрита Саввы (Базюка). В-третьих, утверждается, что в МДАиС можно поступить
за взятку и так же получить хорошую отметку. И, в-четвертых, утверждается, что МДАиС пытается всеми силами провести канонизацию схиархимандрита Иоанна (Маслова), который этого, по мнению авторов, недостоин.Итак, обобщим.
Про возможную канонизацию отца Иоанна - это отдельный вопрос, и Мы его рассмотрим в конце. Отметим пока, что к теме статьи этот вопрос отношения не имеет. Канонизируют отца Иоанна или нет - от этого в жизни МДАиС ничего не изменится.По какой причине покинул МДАиС отец Андроник, Мы можем только догадываться, но отметим, что у учащихся это был один из любимейших преподавателей.
В систему обучения и воспитания МДАиС он по своим качествам потомственного интеллигента, действительно, не очень вписывался.Отец Савва, насколько нам известно, не может быть в Семинарии одновременно проректором и по учебной работе, и по воспитательной.
Но методы, им применяемые, ввел в МДС не он. Он их лишь продолжает. Если же автор говорит о подслушивающих "жучках", то неплохо было бы привести конкретные факты. У Нас в Питере тоже однажды поднялся шум, что Губы и Анаксиос "жучок" поставили, но это дело быстро замяли, и правда так и не всплыла. Впрочем, Мы думаем, что отцу Савве и без электронных "жучков" хорошо известно, что в его Системе делается. У него и двуногих "жучков" хватает!Что касается взяток при поступлении и за проставление оценок, то этим у нас никого не удивишь. Эти взятки проходят по разделу подарков. Надо же ублажить преподавателя! В Московской и ряде других "промосковских" систем "берут" вполне законно, а если не принесешь, то еще и сами потребуют! Особенно распространено это в Киевской Семинарии и Академии. Впрочем, касается это по большей части заочников. Ну некогда батюшке учиться, а диплом получить надо! Что ж тут еще делать? Не секрет, что такие отцы-заочники дают неплохой заработок продвинутым семинаристам и академистам, заказывая им сочинения.
И тут никого не осудишь! Одним надо закончить учебу побыстрее, другим - на жизнь заработать! На стипендию в 40-60 рублей не проживешь! (А именно такую стипендию учащимся духовных школ везде и платят).Так что и это тоже не главная проблема! Как, впрочем, и стены обшарпанные. Впрочем, вывод сделан тут верный. Действительно, люди, обучаясь в обстановке внешнего беспорядка, отвыкают от чистоты, и на приходском и ином служении им потом бывает трудно перестроиться. Но даже этот неустроенный быт учащихся духовных школ - не главная проблема! Она очень важная, и Мы на Нашем сайте будем о ней говорить применительно к Питерским школам, и Вас тоже к разговору приглашаем. Но
главное - другое!Однако сперва ответим на те вопросы, которые задает в статье автор.
Первый вопрос: Почему различные благотворительные фонды, ассоциирующие себя с православием, а равно и предприниматели, не помогают материально духовным школам?
Почему же не помогают? Кое-где помогают! Там где во главе духовных школ или епархий стоит руководство приличное! Которое умеет привлечь и заинтересовать благотворителей! Руководство, которому не страшно деньги доверять и с кем сотрудничать не стыдно. Ведь надо же понимать, что предприниматели - это люди деловые, деньги считать умеют и на ветер их не кидают. Просьбы о помощи должны быть в их глазах обоснованными, да еще потом и отчет попросят представить. Поэтому получить деньги от бизнесменов - это не такое простое дело! И на такие "мелочи", как улучшение бытовых условий учащихся духовных школ, начальство их просто выбивать не будет. Рабсила и так проживет - лишь бы не дохла! А может быть и вообще, как в Питере. Епископу Тихвинскому Константину (Горянову) дал какой-то иностранный баптистский деятель очень много тысяч долларов на обустройство Академии и Семинарии, а Константин взял да с этих денежек очень престижную квартирку в Питере себе прикупил. Так об этом вся Питерская епархия говорила. Но скандал замять на корню сумели. Неудивительно, что многим нашим священноначальникам фирмачи просто не доверяют. Не престижно им с такими работать! Хотя вообще-то дело подготовки священнослужительских кадров для себя - это дело самой Церкви. Благотворительные фонды тут и не обязаны помощь оказывать. У них есть ряд других социальных проблем, где помощь нужна. И проблем очень важных и острых. Автор говорит, что Церковь бедна. Да не бедна она вовсе! Просто деньги все куда-то мимо духовных школ уходят! На бесконечные банкеты, приемы, поездки за бугор, презентации и тому подобную муру, от которой дело Христово на Русской земле отнюдь не процветает. Знаете, сколько стоят букеты, которые ежегодно Питерскому митрополиту на именины дарят от лица духовенства? И это так, мелочевка! Вот в прошлом году юбилей епископа Тихвинского Константина отмечали. Об этом юбилее речь в соответствующем разделе сайта пойдет. Очень дорого этот юбилей стоил. На банкете очень много устриц было. Одним словом, престижно все. А учащимся, между прочим, на юбилейном обеде (Это не тот обед, который банкет! Банкет для избранных, а не для рабсилы!) супчик дали из гнилой рыбы, от которого они потом из сортира не вылазили несколько дней. На чьи денежки юбилей организовывался? Уж не на академическо-семинарские ли? А ректор-юбиляр сразу же после юбилея еще и в Карловых Варах очень фешенебельно отдохнул! Так-то!Другой вопрос: Куда податься учащимся духовных школ, чтобы на жизнь заработать?
По традиции, подаются на приход. Но туда еще и не всегда устроишься - это ведь как повезет! Да и отпустят не всегда, даже учащегося Духовной Академии. А то ведь в хоре семинарско-академическом петь некому будет! Да еще чего доброго "забогатеет" учащийся - и начнет денежки на нехорошие дела тратить, на выпивку и тому подобное. Именно так духовные воспитатели в Наших школах часто мыслят, особенно в Питерской! Вот маленький фактик! В Питерских духовных школах учащимся, которые несут послушания на приходах, перестают платить стипендию! Даже эти крохи у людей отбирают! Видимо, для того, чтобы епископ Тихвинский Константин мог с собой в Карловы Вары еще и Нику прихватить! А ведь многие учащиеся действительно бедствуют! И, наконец, третий вопрос автора: Почему Владыка Евгений, председатель Учебного комитета, во всем этом разобраться не может? Да ведь не враг же он сам себе! Семинаристы-академисты не дохнут - и слава Богу! А то начнешь разбираться - шум поднимется, обиженные появятся, врагов наживешь! Самого снять могут! Кроме того, для разбирательства директива сверху нужна, а ее-то и нет! Что касается питерского скандала с Анаксиосом, то Владыка Евгений и не имел полномочий здесь какие-то меры предпринимать. Это епархия Питерского митрополита, его каноническая территория. Председатель Учебного комитета здесь может лишь доложить Синоду и Патриарху свое видение ситуации, а решения не он принимает. Сложно все тут очень. Такой вот наш комментарий. А о том, какая же главная проблема Нашего духовного образования и Наших духовных школ об этом смотрите в соответствующем разделе >> Вопрос о канонизации отца Иоанна (Маслова) мы рассмотрим позже.